детские страхи
Детские страхи – это глубокие переживания детства, последствия которых
могут проявиться потом с течением времени. В раннем детстве преобладают
природные (биологические страхи): темноты, громких звуков, боли. По мере
взросления появляются социальные страхи: страх остаться одному,
неудачи, ответственности, быть неприятными в обществе, страх начальника и
т.д. А позднее преобладают страхи социальные, а биологические как бы
отходят на второй план.
Страх - такая же эмоция, как радость, гнев и печаль, отличается она
только тем, что страх рождается в предвосхищении ситуации, когда может
угрожать опасность. В принципе детские страхи ничем особенным от
взрослых не отличаются, только тем, они могут влиять на всю последующую
жизнь.
Тревога и страх матери при беременности - первое знакомство малыша со
страхом. Часто будущие мамочки излишне переживают за ход беременности,
за отношения между ней и мужем, за возможное изменение отношений после
родов, за сами роды, за будущее малыша. Короче переживают они конечно не
просто так, однако надо знать, и помнить, что все это чувствует
ребенок, конечно, он полностью не понимает, что с ним происходит, но его
организм уже запоминает реакцию на страх. Медиками установлено, когда
мама нервничает, или радуется, плод начинает активно двигаться, причем
не важно, положительную эмоцию переживает мать или отрицательную. Т.е у
еще не рожденного малыша уже существуют детские страхи. Все детские
страхи сильно влияют на ребенка, и влияют на всю последующую жизнь
человека. Поскольку реакция на эмоцию страха, запоминается детским
организмом. А информация о ней, храниться в связях нейромедиаторов. И
при следующей опасной ситуации, организм вспоминает ее, т.е. извлекает
из хранилища. Собственно, организм приучаться реагировать определенным
образом, на опасность. . Кроме того, человеческий ребенок, в первые годы
жизни, если его сравнивать с детенышами животных, более беспомощен, ему
требуется гораздо большее время для реализации его генетической
программы, которая раскроется, лишь в определенных социальных и
биологических условиях. Однако у младенцев в первые недели жизни (у
новорожденных) уже присутствуют защитные инстинктивные - механизмы.
Сохраняющиеся в остаточном виде первые несколько недель после рождения, к
примеру, младенцы в возрасте 10-ти дней защитное поведение при
приближении больших предметов выражают так: широко раскрытые глаза,
откинутая голова, поднятые вверх руки. Правда сильно закинутая голова
может говорить о внутричерепном давлении. Но ребенок при этом тоже
испытывает стресс и страх, поскольку, когда он был в животе, таких
проявлений не было.
Защитным рефлексом на опасность является также цепляние детей за мать
первых знакомствах с водой: окунаниях, купания. Кроме этого маленький
ребенок вздрагивает, часто моргает, зажмуривается, вскидывает вверх
ручки, и проявляет другие признаки беспокойства, при резком звуке,
особенно ему не нравиться крик, резком изменение яркости света, позднее
при появлении чужого человека. После появления на свет, ребенок тоже
издает звук, первый крик малыша это так же рефлекторный ответ на
беспокойство, на резкое изменение привычных и удобных внутриутробных
условий существования, на новое, непривычное и неизвестное. Немедленно
после рождения мама должна, даже обязана взять ребенка на руки, обнять,
прижать его к себе, погладить, поговорить с ним, попробовать покормить,
даже если она очень устала. Ритм ее сердца и голос успокаивающе
действует на малыша. Голос, конечно, слышится подругому, чем в утробе
матери, да и младенец еще плохо слышит, но ритм, и другие характеристики
речи он может распознать. А ритм сердцебиения вообще играет огромную
роль, даже записанный на магнитофон, и воспроизведенный через
репродуктор он успокаивает ребенка. Психиатры и физиологи определили,
что новорожденные дети сильно боятся резких движений, резких
перемещений, падений и резких звуков. Это так же необходимо учесть и
исходить из этого, в общении с ребенком с первых дней появления его на
свет. Чтобы успокоить малыша надо просто взять его на руки, поговорить с
ним, погладить.
Перечисленные формы реагирования носят безусловный, т. е. врожденный,
характер они обычно нивелируются, постепенно исчезают к концу первого
полугодия жизни. Так же значимо ослабевает рефлекс вздрагивания,
проходящий примерно к 4 месяцу жизни. Однако если мать будучи беременной
или во время родов перенесла сильный стресс, или в семье существует
конфликтная обстановка, ребенок может быть нервно ослаблен вследствие
перенесенного матерью эмоционального стресса. Вследствие этого рефлекс
вздрагивания у детей может сохраняться даже на вторые пол года жизни и
проявиться все время усиливающимся чувством страха. Вздрагивание в этом
случае является откликом на испуг, переживаемый ребенком. После 2
месяцев беспокойство уже выражается двигательным возбуждением, учащением
дыханием, реже - криком, крик служит показателем развитой эмоциональной
чувствительности. Беспокойство по поводу отсутствия матери отчетливо
проявляется уже около 6-7 месяцев, страх чужих людей - около 8 месяцев,
беспокойство показатель близкого эмоционального контакта с матерью, а
так же того, что ребенок способен отличать ее от других. Когда в этом
возрасте мать даже ненадолго уходит, или далеко отходит от ребенка, у
него уже проявляются признаки беспокойства, беспокойство
трансформируется в ожидание возвращения матери. Ежели она по какой-то
причине вдруг задерживается, у особенно эмоционально чувствительных
детей (в особенности это касается мальчиков), может начать развиться
"невроз ожидания" – перманентное, устойчивое беспокойство, которое
перерастает в тревожное ожидание будущего ухода матери.
Для ребенка семи месяцев нормой является боязнь незнакомых взрослых
людей. А уход матери рождает страх у всех детей дошкольного возраста.
Беспокойное поведение и страх детей в первые годы жизни появляется также
в результате желания матерей быстрейшего выхода на работу. Мамы
чувствуют устойчивое душевное противоречие вследствие борьбы мотивов,
желания сразу успеть на работе и в семье с ребенком. Это тоже отражается
на малыше. Вследствие этого матери поступают с ребенком формально
правильно, часто излишне требовательно, не учитывая особенности,
склонности и характер, вдобавок матери часто просто устают на работе, им
нужно еще заниматься домашним хозяйством, в следствии этого ребенок
чувствует себя брошенным и ненавидит детский сад. А дети в дошкольном
возрасте формально правильное, однако недостаточно нежное и теплое
отношение взрослых, особенно матери, могут воспринять с беспокойством,
потому что именно сейчас, больше всего нуждаются в любви и поддержке
взрослых. В результате возникают первые серьезные детские страхи.
Нормально, когда мамы выходит на работу, когда ребенку 3 года.
Естественно, что, скорее всего и в этом возрасте ребенок тоже будет
переживать, да три года это не год, он уже не так привязан к матери, не
так от нее зависит, следовательно, дети меньше испытывают страх. Если
родители постоянно не подкрепляют беспокойство, оно по прошествии
времени ослабеет и просто уходит. Беспокойные родители могут не только
подкреплять, а даже усилить беспокойство ребенка, оправдывая такой
эмоциональный отклик проявлением заботы о нем. При подобных
обстоятельствах тревожный тип реагирования может сложиться уже в старшем
дошкольном возрасте.
Повышенное чувство беспокойства у детей, в первые месяцы жизни, часто
возникает, когда он не может удовлетворить естественные физиологические
потребности: в игре, или другой активности - трате лишней энергии,
освобождении кишечника, если чувствует голод, излишнее тепло, или холод.
Собственно в том, что должно определять нормальное, комфортное
физическое и эмоциональное состояние новорожденного. Он не может и не
хочет терпеть, т.к. не понимает это, а его биологические потребности
определены и направлены на поддержание и развитие жизни.
Обычно в психическом развитии детей наблюдаются несколько возрастных
периодов, когда они более чувствительны к определенным видам страха. Все
детские страхи преходящего характера, однако, они могут воскрешать
аналогичные страхи, которые запомнились беспокойным родителям,
перерабатываться ими и соответственно опять будут передаваться детям в
процессе общения в семье. Это один из наиболее типичных путей передачи
страхов, некоторые ученые утверждают, что более вероятно появление
страхов у детей, если они существуют у их родителей. Особенно это
касается общих конституциональных особенностей, а также, если родители
пользуются большим авторитетом, также, если между ними существует
близкий, тесный и эмоциональный контакт.
По данным исследований, детские страхи, существуют у половины детей,
правда проявляются они в различном возрасте. Чаще всего ему подвержены
дети от 2 до 9 лет. Дети уже многое видят и знают, но не все могут
понять, неуемные детские фантазии не сдерживаются реальным
представлением о мире. Ребёнок, впрочем, как и взрослый, воспринимает
значительную часть информации невербально (около 50-80%, смотря по
ситуации), он ориентируется на «язык» органов чувств и тела. Более того,
информация считываемая с тела нашим подсознанием принимается как более
правильная, в следствии того, что ее гораздо труднее подделать. Поэтому,
большая часть информации попросту не осознаётся, но остаётся на
бессознательном уровне. В результате несоответствия проявлений
вербальных и невербальных, и слишком сильной реакции не редко появляются
детские страхи.